< СТАТЬИ

Проверка на пересечения: Autodesk BIM360 или Navisworks?

02.07.2021

Бытует ошибочное мнение, что на сегодняшний день BIM360 не может заменить Navisworks в части обнаружения конфликтов в моделях проекта. Давайте разбираться, и начнем мы со структуры проекта.

BIM360 проверяет пересечения, в так называемых, coordination space, иными словами, в специальных папках, в которых собирается все, что требует проверки на коллизии. К выбору папок для этой цели необходимо подойти ответственно, а также определить требуемое количество (иногда используется несколько coordination space внутри проекта, иногда достаточно одной).

Если среда проекта устроена классическим образом, когда у вас есть зоны "work in progress" (зона для текущей работы, внутри неё находятся папки проектных команд, каждая команда видит только свою папку, не имея доступа к остальным), "shared" (зона обмена данными, внутри неё папки проектных команд, каждая команда видит все папки, к своей папке есть доступ на запись, к остальным на чтение и скачивание), "published" (зона публикации финальных результатов по этапам проекта), то корневая папка зоны "shared" идеально подойдёт для coordination space.

Вот, как эта структура может выглядеть на примере проекта BIM360:

1.png

В папках текущей работы и обмена находятся вложенные папки проектных групп ( вложенных папок может быть, сколько угодно). Далее переходим в раздел администратора проекта и назначаем coordination space (для того, чтобы работать с пересечениями в BIM360, необходимо наличие хотя бы одной на компанию подписки BIM360 collaborate pro).

2.png

Вот и все настройки, все готово к работе, и как только в папку обмена попадут хотя бы две модели, начнется проверка, и через некоторое время будет готов результат. Собственно, именно простота настройки является основной претензией пользователей к BIM360, которые могут подумать, что множество опций в Navisworks дает больше возможностей для гибкой настройки поисковых наборов. На самом деле, это не совсем так, но об этом чуть позже.

А пока вернёмся к структуре проекта. Предложенный выше подход к организации папок предполагает, что как только проектная команда выкладывает что-либо для коллег (смежников) в зону обмена, система автоматически проверяет все разделы проекта на совместимость. Это существенное преимущество перед Navisworks, в котором невозможно добиться такой автоматизации без сторонних средств, понадобится очень много ручной работы (экcпорт в nwc, запуск проверок, выгрузка результатов), причем при каждом обновлении моделей от рабочих групп. Более того, процедура выгрузки заданий и материалов в BIM360 не сводится к простому копированию, тут можно увидеть, чем отличается предыдущая выгрузка от новой, посмотреть сколько времени прошло между выгрузкой материалов одной командой и приемом в работу другой (т.е. есть различные мелкие фишки).

Когда речь заходит об автоматизированной проверке, некоторые пользователи считают, что Navisworks имеет преимущество перед BIM360, так как в процессе поиска пересечений в BIM360 модели проверяются полностью, а в Navisworks можно создавать наборы элементов и запускать несколько проверок по одному или нескольким выбранным наборам, а не по всей модели целиком.

Но это заблуждение, которое мы ходим развеять. В BIM360 также возможны выборочные проверки. Для этого нужно просто немного подготовить модель Revit. Дело в том, что проверяются только те элементы из модели, которые видны на 3D виде, доступном в BIM360 (по умолчанию, это стандартный 3D вид). Таким образом, чтобы отфильтровать из проверки всё лишнее, надо заранее в Revit скрыть это на 3D.

У вас может возникнуть вопрос: что делать, если эти скрытые элементы понадобятся для других целей (помимо проверки на пересечения), или если нужно из одной модели получить несколько отличающихся наборов элементов для разных проверок?

Всё просто – надо создать несколько 3D видов в Revit для соответствующих целей и проверок, а затем сформировать наборы публикации. Сделать это можно через вкладку "Совместная работа" –> команда "Параметры публикации". После чего далее синхронизируемся, публикуем новую версию в BIM360 и делимся ей с другими проектными командами, отправляя в зону обмена.

Если на протяжении всего проекта набор проверок будет оставаться постоянным, то эта настройка выполняется однократно. Если необходимо добавить что-то новое, то, в любой момент можно создать дополнительный 3D вид и требуемый набор.

3.png


В этом примере несколько 3D видов, и каждый помещен в отдельный набор.


4.png Если модели передаются в зону обмена вы через интерфейс Design Collaboration, не забудьте отметить все наборы, которые были созданы для проверок. Кроме того, наборы могут быть полезны для переноса в зону обмена не всей модели целиком (со всеми листами), а только подготовленные для других групп виды и листы. При этом в зоне текущей работы могут отображаться и листы, которые еще не оформлены до конца.

Как уже отмечалось, проверки запускаются и проводятся автоматически, необходимо немного подождать результата и перейти на страницу "Model Coordination", где отображается матрица коллизий, в которой строки и столбцы – это наборы из всех моделей в зоне обмена.

5.png

Обратите внимание, что проверки идут и между разными наборами внутри одной модели, а светло-серая ячейка означает, что коллизий там нет.

Из других полезных функций можно, в частности, отметить:

6.png

Если нажать на одну из ячеек матрицы коллизий, вы увидите подсвеченными все объекты моделей, которые пересекаются между собой относительно указанной ячейки.

Ячейки матрицы коллизий кликабельные, открывают вьювер, в котором можно просмотреть пересечения. Прежде всего, все ошибки автоматически группируются, чего сильно не хватает в Navisworks. Существует два варианта группировки на выбор – по элементу или по инженерной системе. Также можно выбирать, относительно элементов какой модели должна происходить группировка. Если одну или несколько коллизий отметить в списке, то камера сфокусируется на них, и вам будет предложено одно из двух действий – отметить выделенные коллизии как проблему или как отсутствие таковой (например, если это просто особенность моделирования или данное пересечение не будет являться проблемой для строительства).

7.png

На этом примере стена пересекается с трубами, что не является проблемой.

На следующем шаге заполняется карточка, где указывается ответственный за устранение ошибок исполнитель, ему на почту отправляется автоматическое уведомление со ссылкой на карточку и скриншот коллизии.

Очень важно, что исполнитель может посмотреть прямо внутри своей рабочей среды в Revit все назначенные для него задачи, если установить небольшой add-in, доступный в личном кабинете Autodesk. в Navisworks такого инструмента нет. Тут отчет о коллизиях нужно выгрузить html, затем переслать исполнителю, который должен из отчета извлечь ID элементов, поиском найти их в Revit, и только после этого станет ясна задача. С появлением BIM360 про это можно забыть.

8.png

Список назначений на исправления виден в Revit в специальном окне. При выделении конкретного назначения открывается его карточка с описанием проблемы и 3D вид, где коллизию можно рассмотреть. Таким образом, в BIM360 можно создавать карточки не только по пересечениям, но и по любым другим проблемам, и они отобразятся в Revit.

Прямо из интерфейса Revit можно задать уточняющие вопросы или написать свой ответ менеджеру, который назначил вам задачу, это также делается через карточку. Вся история переписки и устранения коллизий сохраняется в BIM360.

Есть один нюанс: по умолчанию в модели Revit видны карточки, созданные именно в той модели, которую вы открыли в программе (вероятнее всего, это модель из зоны work-in-progress), а коллизии проверяются в зоне shared. Но это не беда, надо просто подключить карточки с назначениями следующим образом:

9.png

В заключении хочется сказать, что с развитием BIM360 использование Navisworks, практически, теряет смысл.

Мы ожидаем, что после прочтения этой статьи у вас появятся вопросы и, возможно, возражения. Будем рады ответить на них по любому удобному каналу связи.